Процесс принятия и изменения Конституции Российской Федерации и федеральных законов регулируется статьёй 71 Конституции РФ: 1
- Инициировать внесение изменений в текст основного закона страны могут только определённые должностные лица и органы государственной власти: 5 Президент России, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. 5
- Предложения вносятся в Государственную Думу в качестве законопроектов. 5 Сначала они рассматриваются профильным комитетом нижней палаты российского парламента, а затем — всеми депутатами на пленарном заседании. 5
- Если не менее двух третей от общего количества народных избранников поддержали проект конституционного закона во всех трёх чтениях, то документ направляется в Совет Федерации для одобрения. 5 В этом органе представительной власти за него должны проголосовать, как минимум, три четверти всех сенаторов. 5
- Получивший поддержку конституционный закон направляется для ознакомления в региональные парламенты. 5 Органы представительной власти субъектов РФ в случае несогласия с предложенными поправками в текст Конституции РФ могут в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации в Верховном суде, известив об этом Президента России. 5
- Если все региональные парламенты согласились с одобренным проектом конституционного закона, то он направляется главе государства для подписания. 5 Документ вступает в силу со дня его официального опубликования, если в его тексте не установлена другая дата. 5
Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и федеральных законов осуществляют различные институты государства: суды общей юрисдикции, органы прокуратуры, исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека,Счётная палата (в отношении расходования бюджетных средств). 4
Рядом контрольных полномочий обладают и палаты Федерального Собрания: Государственная Дума, осуществляя контроль над ходом исполнения федерального закона, утверждает отчёт об исполнении бюджета за предыдущий год. 4