Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд происходит в несколько этапов: 4
- Принятие решения об изъятии уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления. 23 Решение принимается как по собственной инициативе органов, так и на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией. 2
- Уведомление собственника изымаемого земельного участка или иных землевладельцев о предстоящем изъятии. 4 Уполномоченный орган получает сведения о собственнике участка из ЕГРН. 1 Если такой информации нет, то чиновники проверяют наличие зарегистрированных прав на объекты недвижимости на участке. 1 Если и этих данных нет, то уполномоченный орган проводит мероприятия по выявлению владельца участка: изучает госархивы, публикует сообщения о планируемом изъятии по месту нахождения участка, на сайте уполномоченного органа, на информационных щитах в границах населённого пункта, на территории которого расположен участок. 1
- Подготовка соглашения об изъятии. 1 Соглашение заключается в письменной форме между уполномоченным органом и каждым правообладателем. 1 Если изъятие происходит по инициативе организации, то она также будет стороной соглашения. 1
- Заключение соглашения об изъятии, в котором фиксируются ключевые условия изъятия. 1 В него включаются рыночная стоимость участка, убытки, причинённые изъятием, в том числе упущенная выгода. 3
- Равноценное возмещение собственнику стоимости изымаемого земельного участка. 4
- Фактическое изъятие (получение во владение и пользование) земельного участка и регистрация прекращения права собственности прежнего собственника и возникновения права собственности у публично-правового образования. 4
Решение об изъятии земельного участка действует в течение трёх лет со дня его принятия. 3 Решение можно обжаловать в суде в течение трёх месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости. 3