Проверка законности и обоснованности правоприменительных актов осуществляется, например, в рамках мониторинга правоприменения. 14
Некоторые этапы мониторинга:
- Сбор и анализ информации о правоприменительных актах. 14 Рассматривают, в частности, виды актов, органы, принявшие их, место и время принятия. 1
- Оценка фактической реализации полномочий тем или иным органом. 4 Для этого анализируют, например, решения Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 4
- Использование и анализ сведений, основанных на статистической информации, полученной в рамках отраслевой статистики органов и иных государственных органов. 4 Также рассматривают социологическую информацию, в том числе в рамках проведённых органом социологических исследований, опросов. 4
- Анализ текстовой части акта. 4 Например, определяют весь комплекс полномочий и действий (мер), которые должны в рамках акта осуществить соответствующие органы. 4
Некоторые критерии оценки законности правоприменительных актов:
- соответствие Конституции РФ; 35
- соблюдение порядка принятия правового документа (кворум, согласование); 3
- соблюдение публичного обсуждения; 3
- соблюдение установленной формы документа; 3
- соблюдение компетентности органа, издавшего правовой акт; 3
- соблюдение порядка регистрации правового акта надлежащим органом; 3
- правильное опубликование документа, в издании, определённом для этого; 3
- соблюдение процедуры введения правоприменительного акта в действие. 3
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. 2 Нарушение этого принципа при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены. 2