Законотворческий процесс в Республике Беларусь включает ряд последовательных стадий: 4
- Планирование подготовки законопроекта. 4 Национальный центр законодательства и правовой информации (НЦЗПИ) разрабатывает, согласовывает и вносит на утверждение Президента Республики Беларусь планы подготовки проектов законодательных актов, осуществляет контроль за их реализацией. 4
- Подготовка законопроекта, включая проведение его согласования и экспертиз. 4 НЦЗПИ непосредственно разрабатывает проекты законов (концепции проектов законов), осуществляет методическое руководство подготовкой законопроектов, проводит аналитические и научные исследования. 4
- Законодательная инициатива. 4 НЦЗПИ осуществляет контроль за соблюдением сроков внесения законопроектов в Палату представителей. 4
- Рассмотрение законопроекта палатами Национального собрания Республики Беларусь. 4 НЦЗПИ проводит обязательную юридическую экспертизу законопроектов, подготовленных для рассмотрения Палатой представителей в первом и во втором чтении (в случае их доработки в Палате представителей). 4
- Подписание закона Президентом Республики Беларусь. 4
- Включение закона в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 4 НЦЗПИ ведёт Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на бумажных носителях и (или) в электронной форме. 4
- Официальное опубликование закона. 4 НЦЗПИ осуществляет официальное опубликование законов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. 4
Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают: Президент, Всебелорусское народное собрание, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. 1
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, сначала рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики. 13