Взаимодействие между следственными и оперативными подразделениями при расследовании преступлений организовано на основе нормативных актов, таких как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон о полиции и ФЗ о оперативно-розыскной деятельности. 1
Инициатором взаимодействия является следователь, который наделён властными полномочиями по привлечению оперативных подразделений к осуществлению расследования. 1 Он определяет формы, направления и пределы взаимодействия. 3
Некоторые формы взаимодействия:
- Совместное планирование расследования — начального этапа или всего процесса. 3
- Организация и проведение криминалистического анализа оперативной обстановки в конкретном регионе (районе) за определённый период времени. 3
- Взаимная информация следователя и оперативных работников в ходе раскрытия и расследования преступлений. 3
- Совместное обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, использование полученных данных в целях выдвижения и проверки версий, решение частных задач доказывания. 3
- Профильный и методический анализ состояния расследования по уголовному делу относительно имеющихся сведений о потерпевшем, преступнике, его поведении на месте преступления, после совершения преступления. 3
- Изучение и оценка оперативно-розыскных мероприятий в рамках тактической операции и при производстве отдельного следственного действия (допроса, обыска, проверки показаний на месте и др.). 3
- Совместные выезды следователя и оперативных работников для производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. 3
Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ). 2
В зависимости от складывающейся следственной ситуации, тяжести, количества эпизодов совершённых преступлений, взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на постоянной основе в течение всего периода расследования по уголовному делу. 5