Чтобы избежать неправомерного применения дисциплинарных мер к сотрудникам, работодателю рекомендуется:
- Создать чёткую систему регистрации и рассмотрения нарушений. 1 Каждый случай нарушения должен быть оперативно и точно задокументирован. 1 В документации указывают дату, характер инцидента и любые действия, предпринятые для его устранения. 1
- Чётко определить ожидания от поведения сотрудников и последствия нарушений. 1 Важно устранить нарушения незамедлительно, поскольку промедление может повлиять на восприятие справедливости и подорвать процесс исправления. 1
- Предоставить сотрудникам возможность объяснить свои действия. 1 Это поможет прояснить контекст и определить, был ли проступок намеренным или стал результатом недопонимания. 1
- Учитывать, насколько серьёзен совершённый проступок и каковы его обстоятельства. 3 Например, чрезмерным будет выглядеть выговор или увольнение за однократную пятиминутную задержку сотрудника из-за перекрытых дорог. 3
- Не наказывать сотрудника, если он не знал о том, что его действия являются нарушением. 3 Например, если при приёме на работу он не был ознакомлен с локальными нормативными актами (ЛНА) компании под роспись (ст. 68 ТК РФ). 3
- Не применять несколько дисциплинарных взысканий за один проступок. 3 На взыскание у работодателя есть 1 месяц (в ряде случаев — 6 месяцев или 2 года) со дня обнаружения проступка. 3
- Наказывать сотрудника в том порядке, в каком он допускал нарушения. 4 Если наказать работника сначала за более поздние проступки, а потом уволить за нарушения, которые им предшествовали, суд признает увольнение незаконным и восстановит работника в должности. 4
Если работник не согласен с наложенным дисциплинарным взысканием, он вправе подать жалобу в суд или трудовую инспекцию в установленные законодательством сроки. 5