Индивидуальное правосознание формируется с детского возраста в процессе социализации, на него влияют различные институты общества: семья, образовательные учреждения, окружение сверстников, средства массовой информации и другие. 3
Некоторые механизмы формирования правосознания у детей:
- Подражание и внушение. 2 Ребёнок узнаёт, как нужно вести себя в различных ситуациях, копируя модели социального поведения родителей. 3 Позитивное эмоциональное отношение к значимым взрослым способствует усвоению ребёнком тех норм и морально-правовых ценностей, которыми они руководствуются. 2
- Сюжетно-ролевая игра. 2 В процессе игры ребёнок действует по правилам, выполняет необходимые правовые действия, не осознавая их значение. 2 К старшему дошкольному возрасту выполнение правил становится сознательным — ребёнок начинает понимать их значение, они приобретают для него внутренний смысл. 2
- Чтение сказок. 2 Дети пытаются анализировать поведение того или иного сказочного героя, объяснить, почему именно этот герой поступает плохо. 2
Правосознание ребёнка формируется через правовые представления. 1 Это образы правовых действий, сцен, которые возникают на основе продуктивного воображения ребёнка. 1 Представления ребёнка о правовых отношениях складываются на основе обобщения опыта социально-правового взаимодействия, который включает и эмоциональный опыт. 1