Некоторые отличия органов следствия и органов дознания в системе правоохранительных органов:
- Субъекты производства. 24 Предварительное следствие ведёт следователь, дознание — дознаватель. 4
- Подследственность уголовных дел. 1 В компетенцию органов дознания входят преступления средней и небольшой тяжести, а в сферу полномочий следователя — тяжкие и особо тяжкие преступления. 1
- Процессуальный режим. 1 Срок производства дознания — 30 суток, предварительного следствия — 2 месяца. 4
- Статус лица, подвергающегося уголовному преследованию. 2 В ходе предварительного следствия человек, в отношении которого ведётся уголовное преследование, вначале, как правило, остаётся в статусе подозреваемого, а затем обвиняемого. 2 В ходе дознания статус обвиняемого человек получает только на самом последнем этапе — в момент вынесения ему обвинения. 2
- Степень процессуальной самостоятельности. 2 Уголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователям больше самостоятельности, нежели органам дознания. 2
- Полномочия прокурора. 2 Надзор прокурора за ходом дознания более существенный, а за предварительным следствием — с определёнными ограничениями. 2
При этом органы дознания и предварительного следствия решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и имеют единые последствия работы (материалы по делу рассматриваются в суде). 3