Правовой акт управления отличается от других видов нормативных документов тем, что это управленческое решение, принятое уполномоченным субъектом в сфере решения задач и осуществления функций исполнительной власти и государственного управления. 4
Некоторые отличия правового акта управления от других видов нормативных документов:
- От законов. 1 Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой. 1 Правовые акты управления, в свою очередь, издаются на основе и во исполнение законов и нормативных правовых актов вышестоящих государственных органов. 4
- От актов правосудия. 16 Судебные акты — это особая форма осуществления функций государства — правосудия, состоящего в разбирательстве и разрешении в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел. 6 Задача суда состоит лишь в применении норм права к отдельным случаям, фактам или спорам, поэтому судебные акты всегда индивидуальные акты, касающиеся конкретных лиц, участвующих в процессе. 6 Акты управления могут содержать не только конкретные предписания, но и новые нормы. 6
- От гражданско-правовых актов. 6 Для гражданско-правовых актов характерно взаимное волеизъявление сторон. 1 Правовой акт управления не является соглашением субъекта управления со второй стороной правоотношения, для него характерен односторонний порядок установления. 1
- От служебных документов, имеющих юридическое значение. 6 Акт управления либо устанавливает определённые правила поведения, либо создаёт административно-правовые отношения. 6 Различного рода служебные документы (акты ревизии, удостоверения, свидетельства) лишены этого характера. 6 В них содержатся определённые данные, подтверждающие или свидетельствующие факт, имеющий юридическое значение. 6
- От актов общественных организаций. 6 Акты общественных организаций действуют, как правило, только в пределах данной общественной организации — они имеют силу только для членов общественной организации. 6 Действие же актов управления, принимаемых государственными органами, может выходить далеко за пределы данного учреждения или предприятия. 6