Блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, различающихся по форме, размеру, цвету и толщине. 2 Зачем они нужны:
- знакомят ребёнка с цветом, формой, размером и толщиной объектов; 2
- развивают пространственные представления; 4
- развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации); 4
- усваивают элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; 4
- развивают умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения; 4
- воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели; 4
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; 4
- развивают речь. 4
Как заниматься с блоками Дьенеша:
- Знакомство с свойствами. 1 Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. 1 Можно предложить ребёнку убрать в «домики» фигуры соответственно их лункам. 1
- Сравнение по свойствам. 1 Например, если вообразить, что блоки Дьенеша — это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. 1 Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки — только мёд (прямоугольные «бочонки» или жёлтые блоки). 1 Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки. 1
- Классификация, логические операции. 1 Например, достаём произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше — квадратов или синих блоков? 1 Задача малыша — вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. 1
- Конструирование. 6 Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. 6
Первые занятия можно проводить в возрасте 1,5 лет. 2 Начинать лучше с простых игр с 2–3 фигурами и усложнять по мере роста и развития навыков у ребёнка. 2