Некоторые принципы создания допусков в деталях машин:
- Выбор системы посадок. 1 Стандарты предусматривают две равноправные системы: систему посадок отверстия и систему посадок вала. 1 Систему посадки выбирают исходя из конструктивных, технологических и экономических соображений. 1
- Разбиение размеров на диапазоны и интервалы. 1 Это позволяет учесть специфику конструирования и технологии изготовления деталей, их измерения и контроля. 1
- Определение допусков как части суммарной погрешности. 3 Допуски рассчитываются как часть суммарной погрешности, возникающей при сборке и работе узла или конструкции в целом. 3
- Установка предельных размеров. 34 Конструктор устанавливает два предельных размера для вала и два предельных размера для отверстия, внутри которых должны находиться действительные размеры сопрягаемых деталей. 3
- Определение допуска как разности между наибольшим и наименьшим предельными размерами. 34 Чем меньше допуск, тем выше требуемая точность детали, тем меньше допускается колебание действительных размеров деталей. 5
Для создания допусков используется единая система допусков и посадок (ЕСДП), которая представляет собой совокупность рядов допусков и посадок, построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов. 4