Некоторые основные трудности, с которыми сталкиваются образовательные издательства при создании современных учебников:
- Сложность нахождения баланса между объёмом учебника и его информационным наполнением. 4 Отсутствие необходимой информации может привести к невыполнению обязательной учебной программы. 4 При этом чрезмерно объёмное количество страниц в книге не всегда залог её содержательности. 4
- Нереализованность дидактических принципов. 1 Например, содержание учебников может быть насыщено абстрактными примерами и заданиями, не носящими практико-ориентированный характер. 1
- Преобладание репродуктивно-объяснительного типа изложения. 5 В результате складываются критерии оценки результатов обучения, ориентирующие учителя и ученика на воспроизведение сведений, изложенных в учебнике его автором. 5
- Узкая предметная направленность. 5 Содержание и структура учебников задаются логической связью научного знания в соответствующей предметной области. 5
- Недостаточное представление средств контроля и самоконтроля. 5 Учебник не ориентирует учащихся на самообразование. 5
- Недостаточная компетентность авторского коллектива. 4 Авторы не всегда соответствуют необходимым профессиональным требованиям, например, имеют учёные степени, отражающие научную «глубину и ширину» их познаний. 4