Учитывать вероятность неверных ответов при массовом опросе важно в ситуациях, когда есть риск получения неискренней информации от респондентов. 3 Некоторые ситуации, в которых это может происходить:
- Влияние интервьюера. 2 Опрашиваемый может не хотеть отвечать честно из-за авторитета собеседника или его позиции по обсуждаемым вопросам. 2
- Сложные или непонятные вопросы. 2 Даже одного незнакомого слова или профессионального термина может быть достаточно, чтобы человек перестал понимать, о чём идёт речь. 2
- Желание завысить или занизить свои достижения. 2 Человек может намеренно давать неверные ответы, чтобы избежать потенциальных последствий или достичь других целей. 2
- Желание повысить свою безопасность. 2 Из-за опасений по поводу последствий человек может выдумать неправду. 2
- Желание получить выгоду. 2 Например, человек может пройти опрос ради бонуса за прохождение анкеты. 3
- Отсутствие желания или мотивации. 2 Если респондент не хочет проходить анкетирование, но оно критически необходимо, например, является обязательным, то вероятность честных ответов будет достаточно низкой. 2
- Отсутствие предметных или профильных знаний. 2 Чтобы не показаться глупым, человек «выдумывает» ответ или проставляет ответ наугад. 2
Для минимизации вероятности неверных ответов рекомендуется упрощать формулировки вопросов, снижать время прохождения опроса, создавать комфортные условия для респондентов. 2