Некоторые трудности использования лабораторных методов в педагогическом исследовании:
- Искусственность экспериментальной ситуации. 13 Создание искусственных условий позволяет свести к минимуму влияние неконтролируемых факторов, но может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. 13 Например, в необычных условиях ученик может достичь иных результатов при запоминании учебного материала, чем в естественных условиях. 3
- Невозможность повторного проведения. 2 Педагогические процессы неповторимы, и при повторном исследовании исследователь имеет дело с другим «материалом», а условия почти никогда не удаётся соблюсти прежними. 2 В результате проведённой ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо. 2
- Ограниченное применение при исследовании проявлений личности и характера. 3 Объект исследования сложен и многогранен, а искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. 3
Чтобы минимизировать трудности, лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками. 3