Различия между объективным и субъективным подходами к определению воспитания заключаются в том, как рассматривается ребёнок в педагогическом процессе. 12
Объективный подход рассматривает ребёнка как объект воспитания, на развитие и формирование которого влияют внешние воздействия. 1 В этом случае главной направляющей силой является внешнее воздействие. 2
Субъективный подход ориентирует взгляд на ребёнка как субъекта воспитания. 2 Такие взгляды предполагают признание ребёнка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение. 2 На первый план выходят субъект-субъектные отношения в области образования и воспитания, благодаря которым ребёнок становится активным субъектом жизни. 2
Таким образом, при объективном подходе ребёнок рассматривается как объект воздействия, а при субъективном — как субъект педагогического процесса. 12