Противоречия объективного характера в образовательном процессе заключаются в несоответствии между степенью развития ребёнка, уровнем его знаний, умений и навыков и всёвозрастающими требованиями жизни и общества. 1
Некоторые примеры таких противоречий:
- между задачами образования (воспитания, обучения, развития) и используемыми методами, приёмами, формами и средствами педагогической деятельности; 4
- между содержанием образования и представлением заказчиков образования об образованности; 4
- между задачами урока и уровнем познавательной активности учащихся; 4
- между возможностями учащихся (их «зоной ближайшего развития») и задачами урока; 4
- между возможностями отдельных учащихся и коллективным характером обучения; 4
- между общеобразовательными стандартами и задачами творческого развития личности; 4
- между уровнем потребностей учащихся и возможными формами их удовлетворения; 4
- между авторитарным стилем общения взрослого и возрастным негативизмом ребёнка. 4
Противоречия субъективного характера в образовательном процессе связаны с индивидуальным процессом становления личности ребёнка и массовым характером организации педагогического процесса. 1
Некоторые примеры таких противоречий:
- между целостностью личности и односторонними подходами к её формированию и развитию; 5
- между нарастающими объёмами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса; 5
- между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации педагогического процесса и другие. 5