Некоторые принципы создания воспитывающей среды в дошкольных учреждениях:
- Принцип гуманизма. 4 Предполагает воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, экологического воспитания. 4
- Принцип ценностного единства и совместности. 4 Предполагает сотворчество, сопереживание, взаимопонимание, взаимоуважение педагогов, детей и родителей. 4
- Принцип общего культурного образования. 4 Предполагает воспитание дошкольников, основанное на культуре и традициях народов России и особенностях региона. 4
- Принцип следования нравственному примеру. 4 Пример — главная составляющая воспитывающей среды, силой примера воспитывается всё. 4
- Принцип безопасности и жизнедеятельности. 4 Означает воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. 4
- Принцип совместной деятельности. 4 Отражает значимость совместной деятельности взрослого и ребёнка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. 4
- Принцип инклюзивности. 4 Ориентирует педагога на организацию образовательного процесса, при котором все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования. 4
Также выделяют такие принципы, как принцип стабильной динамичности, гибкого и комплексного зонирования, эмоциогенности среды, сочетания неординарных и привычных элементов среды и другие. 12