Некоторые принципы развития устной и письменной речи учащихся на разных уровнях образования:
В начальных классах: 5
- Развитие навыков устной речи. 5 Ученики учатся правильно составлять предложения, соблюдать правила взаимодействия, выражать мнения, пересказывать, запоминать стихи. 5
- Обогащение словаря. 5 Ученики осваивают новые слова и понятия, например, на уроках математики и естествознания. 5
- Формирование навыков письменной речи. 5 На основе развития устной речи ученики учатся составлять высказывания, учитель даёт указания по содержанию и внешнему виду высказывания, помогает устранить допущенные недостатки. 5
В средних и старших классах: 3
- Развитие устной речи. 3 На уроках литературы ученики учатся устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, отвечать на вопросы, вести диалог, обмениваться мыслями и мнениями. 3 В старших классах основное внимание уделяется активизации речевой деятельности, школьники постоянно стимулируются в виде устных монологов и выступлений. 3
- Активизация речевой деятельности. 3 Речевая деятельность школьников нуждается в постоянном стимулировании. 3
Некоторые общие принципы развития речи:
- Системность и последовательность. 2 Развитие речи — последовательная учебная работа, которую можно планировать на каждый урок и в перспективе. 2
- Понимание языковых значений и одновременное развитие лексических и грамматических навыков. 2 Ученики должны соотнести свою речь с разными явлениями действительности. 2
- Оценка выразительности речи. 2 Ученики должны научиться чувствовать эмоциональные оттенки речи, развивать навыки поэтической речи и усваивать функциональные стили речи. 2
- Развитие чувства языка, или языкового чутья. 12 Ученики должны научиться интуитивно усваивать языковые законы. 1