Некоторые принципы альтернативных методов коммуникации для людей с речевыми нарушениями:
- Принцип «от более реального к более абстрактному». 3 Например, при работе с графической системой символов нужно сначала показывать ребёнку фото реального объекта, затем — рисунок с объектом, потом пиктограмму. 1
- Принцип избыточности символов. 3 Применение максимального количества дополнительных знаков (изображений, написанных слов и др.) способствует развитию символической деятельности и абстрактного мышления. 1
- Принцип постоянной поддержки мотивации. 3 Система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. 3 Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации. 3
- Принцип функционального использования в коммуникации. 3 Использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия. 3
В некоторых случаях рекомендуется использовать одновременно несколько альтернативных методов коммуникации, дополняющих друг друга. 1 Можно начать с одной системы и по мере её освоения ребёнком подключить другую. 1 Выбор конкретных способов зависит от возможностей и персональных особенностей ребёнка. 1