Естественное наблюдение в педагогических исследованиях проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры. 1 Преимущества:
- отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения и преднамеренность ответной реакции; 1
- данные можно получить в короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. 3
Недостатки:
- меньшая точность, результаты сложнее подвергнуть количественной обработке; 1
- наличие неконтролируемых помех, то есть факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. 3
Лабораторное наблюдение заключается в создании искусственных условий, лишь моделирующих реальную ситуацию, подлежащую рассмотрению. 4 Преимущества:
- возможность точно учитывать условия, вести строгий контроль хода и всех этапов эксперимента; 1
- количественная оценка результатов, высокая степень их надёжности и достоверности. 1
Недостатки:
- неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий; 1
- данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность, выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями. 3