Преимущества лонгитюдного исследования по сравнению с поперечным срезом:
- Возможность выявления причинно-следственных связей. 1 В отличие от поперечных исследований, где можно лишь предполагать направление влияния, лонгитюд позволяет точно установить, какое событие или состояние предшествует другому. 1
- Учёт индивидуальных траекторий развития. 1 Это особенно важно в контексте возрастной психологии, где универсальные законы часто оказываются менее значимыми, чем особенности конкретного человека. 1
- Учёт влияния исторического контекста, культурных изменений и социальных трансформаций. 1 Длительные наблюдения позволяют получить такие данные, которые невозможно получить никаким другим методом. 1
Недостатки лонгитюдного исследования по сравнению с поперечным срезом:
- Высокие временные затраты. 1 Лонгитюдные исследования требуют значительных ресурсов не только на начальном этапе, но и на протяжении всего периода наблюдения. 1
- Риск потери участников. 1 Люди переезжают, меняют контактные данные, теряют интерес к участию или сталкиваются с жизненными обстоятельствами, делающими продолжение участия невозможным. 1
- Устаревание теорий и методов, на которых изначально строилось лонгитюдное исследование. 2
Метод поперечных срезов более экономичен, зачастую требует меньше временных и материальных затрат. 2 С его помощью можно избежать проблем лонгитюдного метода: влияния избирательного отсева, эффекта тренировки или изменений в научной области, которые могут сделать результаты устаревшими ко времени завершения исследования. 2
Недостатки метода поперечных срезов:
- Отсутствие информации о динамике изменений. 1 Данные об изменениях, происходящих непосредственно на индивидуальном уровне, оказываются недоступными. 2
- Проблема эквивалентности измерений. 2 Подбор методик, равноценных для сравниваемых возрастных групп, нередко бывает затруднён. 2
- Вероятность систематической ошибки при отборе. 2 Возможно, сравниваемые группы различаются не только по возрасту, но и по другим параметрам (пол, социальный статус, уровень развития интеллекта и др.), и именно они обусловливают различия в полученных данных. 2