Некоторые преимущества канальных реакторов РБМК-1000:
- возможность замены топлива без остановки реактора благодаря независимости каналов друг от друга; 13
- пониженное давление воды в первом контуре по сравнению с корпусными ВВЭР; 14
- отсутствие дорогостоящего корпуса и конструктивно сложных парогенераторов; 14
- нет принципиальных ограничений на размер и форму активной зоны; 14
- независимый контур системы управления и защиты; 14
- широкие возможности регулярного контроля состояния узлов активной зоны без необходимости остановки реактора, высокая ремонтопригодность; 14
- малое «паразитное» поглощение нейтронов в активной зоне, что обеспечивает более полное использование ядерного топлива; 14
- более лёгкое протекание аварий, вызванных разгерметизацией циркуляционного контура, а также переходных режимов, вызванных отказами оборудования; 14
- возможность формировать оптимальные нейтронно-физические свойства активной зоны реактора на стадии проектирования; 14
- возможность наработки радионуклидов технического и медицинского назначения, а также радиационного легирования различных материалов. 14
Некоторые недостатки канальных реакторов РБМК-1000:
- большое количество трубопроводов и различных вспомогательных подсистем, что требует наличия большого количества высококвалифицированного персонала; 14
- необходимость проведения поканального регулирования расходов, что может повлечь за собой аварии, связанные с прекращением расхода теплоносителя через канал; 14
- недостаток конструкции замедляющих модулей (графитовых блоков); 14
- недостаточная система управления тепловыделением в слоях реактора; 14
- недостаточная система контроля нейтронного потока; 14
- в одноконтурной схеме оборудование работает в радиационных условиях, что осложняет его непосредственную эксплуатацию для людей, и даже при небольшой аварии служит источником радиоактивного заражения; 14
- большее годовое облучение персонала по сравнению с реакторами типа ВВЭР; 14
- большее количество активированных конструкционных материалов из-за больших размеров и металлоёмкости РБМК, остающихся после вывода из эксплуатации и требующих утилизации; 14
- отсутствие технологии утилизации графита при выводе из эксплуатации. 14