Педагогические приёмы воздействия в игровой деятельности можно разделить на две группы: приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства. 5
Приёмы косвенного воздействия предполагают обогащение знаний детей об окружающей жизни и обновление игровых материалов без непосредственного вмешательства в игру. 15 Некоторые из них:
- Организация предметно-игровой среды. 13 Включает сочетание игрушек, предметов-заменителей, воображаемых игрушек, внесение новых игрушек, изготовление детьми атрибутов для игры. 13
- Обогащение социального опыта детей. 13 Происходит через наблюдения, экскурсии, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин, создание педагогом специальных ситуаций для налаживания контактов ребёнка с окружающими. 13
- Создание игровой обстановки. 5 Этот приём используют, чтобы вызвать интерес к новой теме игры. 5 Обстановку в игровом уголке время от времени меняют, но с осторожностью, чтобы не навязать игру вопреки желанию. 15
Приёмы прямого руководства предполагают непосредственное включение педагога в игру. 1 Некоторые из них:
- ролевое участие в игре; 15
- показ образца игрового действия; 1
- беседа о содержании предстоящей игры; 1
- участие воспитателя в сговоре детей; 1
- предложение готового сюжета игры; 1
- помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов; 1
- разъяснение; 1
- предложение готовой темы игры; 1
- обучение ролевому поведению. 1
В работе над играми педагог использует все приёмы взаимодействия с детьми, комбинируя их в зависимости от вида игры и этапа освоения игровых действий. 2