Некоторые особенности умственного воспитания детей разных возрастных групп:
- Дети 2–3 лет. 1 У них не сформировано критическое мышление. 1 Знания о себе формируются на основании того, что говорят взрослые. 1 Необходимо предоставлять самостоятельность в подходящих по возрасту сферах деятельности. 1 Происходит становление самосознания, развивается речь, формируются навыки самообслуживания. 1
- Дети 4 лет. 1 Мышление приобретает образный характер. 1 Дети могут представлять предмет в памяти без опоры на наглядность. 1 Младшие дошкольники регулируют внимание, делая его избирательным и целенаправленным. 1 Малыши не способны подолгу концентрироваться на одной деятельности, поэтому важно чередовать умственный труд с физической активностью. 1
- Дети 5 лет. 1 С пятого года жизни развивается устойчивость внимания. 1 Большими темпами развиваются такие психические процессы, как память, воображение, восприятие. 1 Умственные способности детей проявляются через понимание математических представлений, закономерностей, характеристик предмета. 1 Формируется логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать. 1 Преобладает познавательный интерес, благодаря которому ребёнок задаёт уточняющие вопросы. 1
- Дети 6 лет. 1 Этот возраст характеризуется произвольностью психических процессов. 1 Ребёнок самостоятельно управляет своим поведением, деятельностью. 1 Однако шестилетки ещё могут отвлекаться на что-то новое для них, интересное, привлекательное. 1 Старшие дошкольники всё больше опираются на логику: понимают закономерности, умеют дополнять ряд предметов, вычислять лишний предмет в ряду. 1
- Дети 7 лет. 1 К семи годам ребёнок умеет осознавать и контролировать свои эмоции и чувства. 1 Утрачивается импульсивность поведения. 1
Умственное воспитание в зависимости от возраста ребёнка проходит несколько ступеней, на которых решаются специфические задачи освоения различных форм мышления. 2