Особенности самоконтроля как формы контроля в обучении заключаются в следующем:
- Является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах её выполнения. 1
- Включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. 1
- Направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершённых ошибок. 2 С помощью самоконтроля человек осознаёт правильность своих действий. 2
- Выделяются следующие виды самоконтроля: прогностический, текущий и итоговый: 3
- Прогностический — это способность спланировать свою деятельность таким образом, чтобы в конечном счёте поставленные задачи были решены, а возможные трудности были предвидены заранее. 3
- Текущий самоконтроль осуществляется в процессе самой деятельности. 3 Он предполагает самопроверку учащегося выполняемой деятельности путём сопоставления с уже готовым планом. 3
- Итоговый самоконтроль — это анализ и оценка своих результатов, при необходимости осуществление работы над ошибками и внесение корректив в будущую деятельность. 3
Также выделяют формы самоконтроля: фронтальный, взаимный и индивидуальный: 3
- Фронтальный самоконтроль осуществляется всеми учащимися в классе. 3
- Взаимный самоконтроль реализовывается в парах или группах учащихся. 3 Он производится при проверке письменных работ или устных ответов. 3
- Индивидуальный самоконтроль осуществляется каждым учащимся самостоятельно. 3