Некоторые особенности реализации учебно-исследовательской деятельности в школе:
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. 5 Темы работ должны соответствовать познавательным интересам и уровню развития учащихся. 15
- Обеспечение мотивации. 15 Для этого нужно заинтересовать детей проблемой, перспективой практической и социальной пользы. 1
- Целенаправленность и систематичность. 35 Педагог должен обеспечивать целенаправленность и систематичность процесса развития исследовательских умений учащихся. 35
- Разнообразие форм организации. 2 Это могут быть индивидуальные и групповые работы в рамках урочной и внеурочной деятельности. 2
- Устранение доминирующей роли педагога. 1 Учитель должен быть консультантом и отвечать только на возникающие у школьников вопросы. 1
- Долгосрочный характер. 3 Исследовательская работа может иметь долгосрочный характер и завершаться представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. 3
Особенности реализации учебно-исследовательской деятельности зависят от уровня образования: 4
- На уровне начального общего образования это проектные задачи или мини-проекты, которые носят групповой характер. 4
- На уровне основного общего образования происходит открытие норм проектной деятельности в виде проектов-проб (5–6 класс), дизайн-проектов или проектов-трансформации (7–9 класс). 4
- На уровне среднего общего образования (9–11 класс) это индивидуальные учебно-исследовательские проекты, в рамках которых разрабатываются уникальные продукты, авторское решение конкретной проблемы, реализуются авторские идеи. 4