Особенности развивающей программы Занкова:
- Ориентация на самообучение. 25 В ходе учёбы школьники сталкиваются с проблемами, которые должны решать самостоятельно. 2 Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. 2 Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя. 2
- Многообразие видов деятельности. 2 Системой предусмотрены активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог, проведение исследовательских и проектных работ. 2
- Личностно ориентированное обучение. 2 Процесс обучения ориентирован не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. 2 При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника. 2
Особенности развивающей программы Эльконина-Давыдова:
- Знания не даются детям в готовом виде. 47 Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предложить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. 4
- Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент. 4 Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. 4 Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. 4
- Нет привычной системы оценок. 47 В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. 4 Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. 4
- «Ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. 4 Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучать их к мысли, что любое знание нуждается в проверке. 4
- Домашние задания сведены к минимуму. 4 Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома. 4