Особенности развития познавательного мышления у детей заключаются в переходе от наглядно-действенного типа мышления к наглядно-образному, а далее к словесно-логическому: 2
- До трёх лет ребёнку свойственно наглядно-действенное мышление. 2 Он познаёт мир, активно взаимодействуя с ним: пробуя на ощупь или на вкус те или иные предметы, ломая и собирая их. 2
- С трёх-четырёх лет у ребёнка начинает формироваться наглядно-образное мышление. 2 Он учится оперировать образами, может сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. 2
- В четыре-пять лет ребёнок переходит на следующую ступень развития: у него начинает развиваться образное мышление. 2 Он уже способен использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. 2
- В возрасте пяти-шести лет продолжает развиваться образное мышление. 2 Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. 2
- В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. 2 Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. 2
Также в старшем дошкольном возрасте дети осваивают мыслительные операции, в первую очередь анализ и синтез. 1 Ещё у них меняется характер обобщений: они переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для предмета признаков. 1