Особенности работы над ритмом речи при открытой ринолалии заключаются в том, что при этой речевой патологии в разной степени страдают различные структурные компоненты речи: темп, ритм, высота и сила голоса. 4
Некоторые особенности работы:
- Обучение выдоху через рот. 1 Для этого используют, например, упражнения: надувание мыльных пузырей, сдувание со стола мелких предметов, задувание свечей. 1
- Приучение к медленной и отрывистой речи. 1 Речь должна быть чёткой, с широким открыванием рта и на повышенном голосе. 1
- Использование упражнений, направленных на развитие шепотной речи. 1 Усиленная артикуляция в этот момент уменьшает назальность. 1
- Индивидуальный подбор упражнений. 2 Так как у детей с ринолалией нарушения различных компонентов ритмико-интонационной стороны речи в неравной степени, то упражнения и степень их сложности подбираются индивидуально. 2
При работе с детьми с ринолалией используют комплекс упражнений, который включает задания на активизацию речевого слуха, развитие восприятия и воспроизведения ритма, интонации, логического ударения и другие. 2