Некоторые особенности работы логопеда с детьми, страдающими аграмматической дисграфией:
- Постепенное усложнение заданий. 25 В начале занятий логопед даёт самые простые задания, постепенно повышая уровень их сложности. 2 Грамматические навыки сначала формируют в устной форме, а затем закрепляют на письме. 2
- Работа над структурой предложений. 2 Логопед разъясняет, из чего состоят предложения, начиная с двусоставного. 2 Позже постепенно переходят к распространённым, а затем уже к сложным. 2 На занятиях разбирают предложения и составляют их по определённым схемам. 2
- Обучение работе с текстом. 2 Логопед объясняет, как выделять главную мысль, тематику и логику повествования. 2 Ребёнок учится составлять план текста и пересказывать его. 2 По аналогичной схеме на занятиях пишут сочинения. 2
- Работа над словообразованием. 12 Логопед рассказывает, как в русском языке происходит словоизменение и словообразование. 2 Он предлагает ребёнку выполнить упражнения, например, на склонение существительных по падежам и числам, прилагательных, в том числе и по родам, работает с глаголами. 2
- Развитие фонематического слуха. 34 Логопед совершенствует произносительную сторону речи, что способствует развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи, речевого внимания и памяти. 34
- Использование речевых образцов. 35 Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. 5
При работе с детьми, страдающими аграмматической дисграфией, важно учитывать принцип комплексности: логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма). 1