Особенности применения косвенных педагогических требований к воспитанникам заключаются в том, что стимулом действия становится не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. 1
Некоторые виды косвенных требований:
- Требование-совет. 13 Это убеждение воспитанника в целесообразности и необходимости выполнения действий, рекомендуемых педагогом. 3 Совет будет принят, когда воспитанник видит в своём наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит. 1
- Требование-игра. 13 Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. 1 Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога. 1
- Требование-просьба. 14 В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. 1 Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. 1 Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения. 1
- Требование-намек. 14 Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование. 1
- Требование-одобрение. 15 Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. 1