Некоторые особенности обучения произношению мягких звуков на занятиях с логопедом:
- Коррекция фонематических процессов. 1 Ребёнку объясняют отличия между твёрдыми и мягкими согласными, обыгрывают основные отличительные признаки звуков. 1 Используют упражнения на различение квазиомонимов, показ артикуляционных профилей, работу с парными картинками на смешиваемые звуки. 1
- Подготовка органов артикуляции. 1 Если проблема в произношении мягких звуков связана с высоким мышечным тонусом спинки языка, начинают со снятия напряжения его мышц. 1 Проводят расслабляющий массаж языка с акцентом на среднюю часть, артикуляционную гимнастику. 1 При слабости мышц языка, наоборот, прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям. 1
- Использование механического способа постановки звуков. 35 Логопед просит ребёнка произносить слоги с твёрдой формой проблемного звука, например, «да-да-да…». 5 Пока ребёнок выполняет задание, логопед вводит ему между зубов логопедический шпатель, прижимает кончик языка и отодвигает его от нижних зубов. 5 При этом спинка языка выгибается, смыкается с нёбом, и звук становится мягким. 5
- Автоматизация и закрепление мягких звуков в речи. 5 Для этого логопеды часто используют игры, во время которых ребёнок повторяет твёрдые и мягкие согласные. 5
Перед тем, как начать постановку мягких звуков, необходимо определить точную причину, по которой ребёнок не выговаривает тот или иной звук. 5