Особенности обследования в изобразительной деятельности заключаются в целенаправленном аналитико-синтетическом восприятии предмета осязательно-двигательным и зрительным путём. 12
Некоторые особенности процесса обследования:
- Эмоциональное восприятие. 1 На первом этапе у детей вызывают чувства удивления, восхищения, любопытства в зависимости от характера предмета. 1 Это порождает соответствующее настроение и приводит к желанию нарисовать или вылепить такой же предмет. 1
- Выделение изобразительных признаков. 1 На втором этапе происходит последовательное выделение частей и свойств предмета. 1 Порядок выделения должен соответствовать последовательности изображения. 1
- Использование сравнения. 12 При обследовании предметов перед изображением детей учат сравнивать их между собой по свойствам, а также сопоставлять части предмета. 2
- Ориентировка в пространстве. 1 В средней группе при обследовании предмета особое внимание обращают на его строение, а также уточняют расположение частей предмета (наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны). 1
- Обращение к отличительным особенностям. 1 При обследовании предметов с детьми старшего дошкольного возраста обращают внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. 1
Обследование является одним из основных методов обучения дошкольников изобразительной деятельности и имеет определённую структуру. 1 Методика проведения обследования изменяется от группы к группе и зависит от сенсорного опыта детей, изобразительных задач занятия, возрастных особенностей развития восприятия дошкольников. 1