Особенности обогащения и уточнения пассивного словаря у детей заключаются в том, что сначала слова усваиваются в контексте конкретной ситуации. 45 Например, ребёнок видит предмет — взрослый называет его, ребёнок совершает действие — взрослый обозначает его глаголом. 45 В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. 4
Некоторые особенности обогащения пассивного словаря у детей:
- В первую очередь усваиваются слова, которые непосредственно связаны с жизнью ребёнка. 2 Это названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. 2
- Важно знакомить ребёнка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. 4 Закреплять знание слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. 4
- Необходимо обучать ребёнка словам, которые обозначают место, время, части тела и лица человека. 3
- Важно тренировать у дошкольника подбор существительных к прилагательным, синонимов, антонимов. 3
- Необходимо помогать ребёнку осваивать средства языковой выразительности (образные выражения, сравнения). 3
Некоторые методы, которые используются для обогащения и уточнения пассивного словаря у детей:
- Рассматривание картин. 2 Можно описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы детям. 2
- Беседа. 2 Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами. 2
- Дидактические игры и упражнения. 12 Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. 1