Некоторые особенности культурно-исторического подхода к развитию речи, основанные на теории Л. С. Выготского:
- Речь неразрывно связана с мышлением, языком и сознанием. 1 Связь осуществляется посредством языка, с помощью которого обобщается и передаётся отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества. 1
- Речь выполняет две функции. 3 Внешне-социальная речь направлена на других и выполняет социально-коммуникативную функцию. 3 Эгоцентрическая речь, или «речь для себя», хотя и звучит вслух, не предназначена для других и выполняет функцию саморегуляции. 3
- Первоначально высшие психические функции складываются как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными. 2
- В качестве условий развития рассматривается не только биологическое благополучие ребёнка, но его взаимодействие с носителями культуры. 2
- Развитие коммуникации ребёнка с окружением «ведёт за собой» развитие его речевых средств: лексического, грамматического и фонетического строя речи. 2