Особенности косвенных требований в педагогической практике заключаются в том, что стимулом к действию становится не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников, отношение к педагогу или сверстникам. 4
В косвенном требовании психологически меньше принуждения, есть возможность выбора решения самим воспитанником. 4
Некоторые виды косвенных требований:
- Рассказ. 1 Передача событий реальной жизни или из литературных источников. 1 Обсуждение с ребёнком обеспечивает самостоятельное осмысление нормы поведения или отношения. 1
- Намек. 1 Тонкое указание на соблюдение или нарушение нормы, требует от детей домыслить исход ситуации и самим принять решение. 1
- Аналогия. 1 Оглашение сходства поступка или качеств ребёнка с кем-то или с чем-то. 1
- Вопрос. 1 О допустимости или недопустимости поступка, о его соответствии или несоответствии принятым нормам поведения и отношения. 1
- Удивление. 1 Внешне выглядит как вопрос, но отличается мощным эмоциональным зарядом, обязательно подкрепляется соответствующими невербальными средствами (мимикой, жестами, позой). 1
Исследования показывают, что дети охотно выполняют требования, высказанные в косвенной форме. 1 Такие требования развивают субъектность ребёнка, сохраняют его свободу выбора и право думать, принимать решения. 1