Особенности комплексного анализа учебного занятия заключаются во всестороннем рассмотрении в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на занятии. 1
При таком анализе учитываются следующие аспекты:
- Общие сведения. 4 Краткая характеристика учебной группы (состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты) и оборудования учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.). 4
- Тема учебного занятия. 4 Место в учебном курсе и степень сложности вообще и конкретно для данной учебной группы. 4
- Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах. 4
- Содержание учебного занятия. 4 Соответствие содержания его цели, дидактическая обработка содержания, как учебный материал развивает творческие способности обучающихся, создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению, формированию каких знаний и умений содействует материал. 4
- Тип учебного занятия. 4 Какой тип занятия избран, место занятия в учебном курсе, способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями. 4
- Структура учебного занятия. 4 Этапы учебного занятия и их последовательность, главный этап занятия и его характеристика, обеспечение целостности занятия. 4
- Методы обучения. 4 Соответствие применяемых методов цели занятия, эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей, результативность используемых методов. 4
- Система работы педагогического работника. 4 Умение организовать работу обучающихся, управление учебной группой, определение объёма учебного материала для обучающихся, поведение педагогического работника на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.), роль педагогического работника в создании микроклимата на занятии. 4
- Система работы обучающихся. 4 Организованность, активность, отношение к педагогическому работнику, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений, умение творчески применять знания и умения. 4
- Общие результаты учебного занятия. 4 Выполнение запланированного объёма, степень реализации цели занятия, общая оценка результатов и эффективности занятия, рекомендации по улучшению качества учебного занятия. 4
Комплексный анализ может осуществляться одновременно несколькими экспертами и представлять сумму обобщённых выводов по каждому аспекту занятия. 2