Особенности эксперимента как метода исследования возрастных изменений заключаются в активном вмешательстве исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. 13
Некоторые особенности эксперимента:
- Возможность варьирования условий. 1 Экспериментатор может изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. 1
- Поочерёдное исключение отдельных условий (переменных). 1 Это позволяет установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. 1
- Возможность варьирования количественного соотношения условий и математической обработки полученных данных. 1
- Использование формы игры. 15 В работе с детьми эксперимент часто проводят в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и актуальные потребности ребёнка. 1
- Использование разных видов эксперимента. 2 Например, констатирующий направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества, а формирующий предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определённых качеств, умений. 12