Особенности бинарной системы методов обучения М. И. Махмутова заключаются в следующем:
- Целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала. 1 Это обусловлено понятием «субъектности ученика». 1
- Взаимосвязь методов преподавания и методов учения. 2 Они учитывают психологические и возрастные особенности ребёнка, уровень его познавательной самостоятельности. 2
- Ориентация на познавательную самостоятельность обучаемых. 3 Процессы взаимодействия преподавания (учитель) и учения (учащиеся) направлены на формирование устойчивого интереса к учёбе. 3
- Сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов научных знаний. 4
Бинарная классификация методов обучения Махмутова включает две группы методов: 5
- Методы преподавания (информационно-сообщающие, объяснительные, инструктивно-практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие). 5
- Методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые). 5