Особенности активизации мыслительной деятельности в условиях дефицита информации заключаются в использовании проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с ошибками, с ограниченным временем решения. 3 Такие задачи требуют поиска, преодоления психической инерции. 1
Некоторые приёмы, которые помогают активизировать мыслительную деятельность:
- Создание ситуаций, позволяющих отстаивать свою позицию и точку зрения. 1 Например, проведение обсуждений и дискуссий по разным темам, предоставление учащимся возможности задавать вопросы педагогу и другим ученикам. 1
- Использование конкретных вопросов. 1 Они ориентированы на обобщение, обоснование, конкретизацию, рассуждение. 1
- Постановка проблемных задач. 1 Они могут содержать ошибки, иметь лимитированное время на решение, недостаточность информации. 1
- Применение учебно-логических заданий. 4 Например, отбор материала по какому-то признаку, выделение главного и второстепенного, сравнение, доказательство научного положения, установление связей между явлениями. 4