Основные различия между мелодической и гармонической версиями до минора заключаются в особенностях звукоряда: 15
Гармонический до минор при движении вверх и вниз имеет повышенную седьмую ступень (си-бекар). 1 Это делается, чтобы обострить тяготение ступени к тонике. 1 Между шестой и седьмой ступенями образуется интервал увеличенной секунды. 15 Гармонический до минор звучит на восточный лад, легко узнаётся на слух. 13
Мелодический до минор при движении вверх имеет повышенные шестую и седьмую ступени (ля-бекар). 1 При движении вниз эти повышения отменяются, и звучит фактически натуральный до минор (си-бемоль и ля-бемоль). 1 Повышение ступеней нужно, чтобы сделать движение голоса плавным, без скачков. 2 Мелодический до минор звучит мягко, лирично и тепло, часто встречается в романсах и песнях. 13
Таким образом, в гармоническом миноре акцент сделан на гармоничном восприятии за счёт повышенной седьмой ступени, а в мелодическом — на лёгком ведении мелодии благодаря повышенным шестой и седьмой ступеням при движении вверх. 23