Некоторые основные различия между воспитанием в семье и в образовательной организации:
- Цели воспитания. 1 В образовательных учреждениях цель носит объективный характер, так как подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. 1 В семье цель воспитания субъективна, в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. 1
- Принципы и содержание воспитания. 1 В образовательных учреждениях они имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников. 1 В семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от ряда причин. 1
- Методы воспитания. 1 В образовательных учреждениях используются методы, которые отличаются преднамеренностью и эффективностью воздействия на ребёнка. 1 В семье методы воспитания более естественны, обращены к конкретному ребёнку, имеющему свой жизненный опыт, определённые привычки, пристрастия и интересы. 1
- Взаимосвязь субъектов воспитания. 1 В образовательных учреждениях взаимосвязь субъектов воспитания имеет институционально-ролевой характер, определяется функциональными обязанностями педагога. 1 В семье взаимосвязь субъектов неформальная, строится на контактах «лицом к лицу». 1
- Соотношение эмоционального и рационального компонентов. 1 В семье преобладает первый компонент, в общественном воспитании главенствует второй. 1
При этом семейное воспитание и работа воспитателей дополняют друг друга, благодаря чему ребёнок гармонично развивается. 3