Некоторые различия между культурологическим и социальным подходами в педагогике:
Культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе. www.maam.ru Акцент делается на особенностях сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формировании этнической идентичности. infourok.ru Некоторые положения подхода:
- обучаемый воспринимается как субъект обучения, способный к культурному развитию и саморазвитию; spravochnick.ru
- педагог выполняет роль посредника между обучающимся и культурной моделью, знакомит его с культурной спецификой, её уникальностью, самобытностью; spravochnick.ru
- образование выступает культурным процессом, в формировании которого активное участие принимают личные смыслы, коммуникативное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса; spravochnick.ru
- учебное учреждение представляет собой единое культурно-образовательное пространство, в котором воссоздаются культурные образцы, культурные события, осуществляется дальнейшее развитие культуры. spravochnick.ru
Социальный подход предполагает реализацию педагогического процесса при опоре на социум и его воспитательный потенциал. psyjournals.ru Некоторые положения подхода:
- педагогический процесс реализуется через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения; psyjournals.ru
- формируются социальные потребности и развиваются социальные способности личности; psyjournals.ru
- используются возможности семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т. д.); psyjournals.ru
- обеспечивается забота о правах человека, развитие его интересов и возможностей, защита духовности. psyjournals.ru
Таким образом, культурологический подход фокусируется на культурных аспектах воспитания, а социальный подход — на взаимодействии человека с социальной средой и её воспитательном потенциале.