Некоторые различия между кластерным методом и традиционным конспектированием:
Цель: кластерный метод направлен на систематизацию и обобщение учебного материала, в то время как традиционное конспектирование предполагает логичное изложение материала и фиксацию ключевых идей. 510
Форма представления: кластерный метод предполагает графическую организацию материала в виде схемы с пояснением связей между смысловыми единицами. 59 Традиционное конспектирование может быть представлено в виде тезисов, выписок или вопросов, которые в сжатом виде отражают необходимую информацию. 3
Вовлечение в процесс: кластерный метод вовлекает всех участников процесса в работу, позволяет охватить большой объём информации и создаёт ассоциации через образы. 2 Традиционное конспектирование предполагает фиксацию информации на основе заранее составленного плана, который затем раскрывается в основном содержании. 36
Формы работы: кластерный метод может использоваться в разных формах: коллективной, индивидуальной или групповой, в зависимости от поставленных целей и задач. 5 Традиционное конспектирование предполагает, например, план-конспект, где каждый пункт раскрывается в основном содержании, и в итоге получается структурированный логический текст. 310