Основные различия между первым и третьим типом обучения заключаются в следующем:
- Первый тип обучения характеризуется неполным составом ориентировочной основы действия (ООД). 14 Ориентиры представляются в частном виде и выявляются непосредственно субъектом посредством слепых проб. 1 Формирование действия проходит медленно, с высокой вероятностью совершения ошибок. 1
- Третий тип обучения характеризуется полным составом ООД. 1 Ориентиры предоставляются в обобщённом виде, который характерен для целой группы явлений. 1 При каждой ситуации ООД формируется учащимся самостоятельно с использованием общего метода. 1 Действия, сформированные на ООД данного типа, безошибочны, быстро формируются, обладают большой устойчивостью и широтой переноса. 1
Таким образом, первый тип обучения ведёт к накоплению знаний и умений, но не развивает ни мышления, ни способностей, в то время как третий тип обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, укрепляет и развивает их познавательные интересы. 34