Некоторые принципы системы развивающего обучения, разработанной Даниилом Элькониным и Василием Давыдовым:
- Отказ от готовых знаний. 15 Ученики выдвигают гипотезы, чтобы самим добраться до знаний. 1 Есть научные понятия и данные, которые уже известны, и задача, которую нужно решить с их помощью. 1
- Работа в группе. 12 Ученики работают в парах или небольших группах. 2 Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. 2
- Оценка работы без пятибалльной шкалы. 1 Определённой шкалы нет, поскольку ни на одну задачу нет правильного ответа. 1 Любая выдвигаемая учениками версия считается рабочей. 1
- Создание «ловушек». 15 В заданиях по системе можно встретить «ловушки», когда в материалах или формулировке задания ученики находят ошибки. 1 Распознать «ловушку» — значит научиться критически мыслить, подвергать сомнению любое, даже, казалось бы, правдоподобное высказывание. 1
- Формирование самооценки и самоконтроля. 35 Учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. 3
- Изменение педагогических методик. 5 Программа должна «взрослеть» вместе со школьниками. 5
- Партнёрские отношения между учителем и учениками. 5 Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса. 5