Некоторые основные принципы развития чувства времени у детей:
- Создание практического ощущения длительности разных отрезков времени. 1 Например, можно предложить ребёнку посидеть молча одну минуту, чтобы почувствовать, как долго она длится. 1 Затем в течение той же минуты можно предложить поиграть с мячом или заняться другим делом. 1 Такие задания помогают ребёнку ощутить, что длительность минуты по-разному воспринимается в зависимости от того, чем она заполнена. 1
- Связывание представления о времени с пространственными представлениями и объёмом деятельности. 1 Например, можно спросить ребёнка, на какое расстояние от данного места можно отойти в течение одной минуты. 1 Ребёнок выразит это расстояние в шагах и обнаружит, что в минуту шагов может быть больше или меньше в зависимости от темпов и интенсивности деятельности. 1
- Обучение ориентироваться не только в пределах минут, часов, суток, но и в более крупных промежутках времени. 1 Например, можно познакомить ребёнка с понятиями года, месяца, недели, с последовательностью месяцев в году и дней в неделе. 1
- Побуждение детей к установлению временных отношений. 4 Например, можно чаще использовать слова «сегодня», «завтра», «вчера» и побуждать детей к этому. 4
- Использование словесных игровых упражнений. 4 Можно проводить упражнения, в которых дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения, определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год. 4
- Создание распорядка дня. 5 Важно фиксировать активности и привязывать их ко времени, чтобы структурировать день. 5
Развитие чувства времени у детей — процесс сложный и постепенный, ключевыми источниками развития являются родительский пример и внимание к созданию распорядка дня малыша. 5