Некоторые основные принципы работы по внедрению альтернативной коммуникации:
- Принцип «От более реального к более абстрактному». 13 При подборе средств альтернативной коммуникации ориентируются на реальный уровень развития ребёнка, а не на его биологический возраст. 1 Например, при обучении использованию графической системы символов сначала предъявляют фотографии реального объекта, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму. 35
- Принцип избыточности символов. 35 Предполагает одновременное использование нескольких коммуникативных средств (например: жеста, слова, пиктограммы). 1 Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность. 13
- Принцип постоянной поддержки мотивации. 35 Обучение использованию любой системы альтернативной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа. 3 Важно поддерживать мотивацию и заинтересованность, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. 35
- Принцип функционального использования. 15 Предполагает вывод использования системы альтернативной коммуникации за пределы занятия и применение приобретённых навыков в повседневной деятельности. 15
При внедрении альтернативной коммуникации также важно учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. 1