Некоторые основные принципы методики В. Ф. Шаталова:
- Объяснение материала предельно понятно, даже упрощённо. 3
- Повторение одного и того же материала 3–4 раза разными словами, что снимает лишние нагрузки на внимание учащихся. 34
- Обучение крупными блоками, в которых темы взаимосвязаны. 34 Центральной темой урока становится самая сложная в разделе, и вокруг неё строится остальной материал. 2
- Передача самой сути материала, что уменьшает нагрузки на запоминание. 3
- Запрет на одновременное слушание и запись. 34 Сначала ученики слушают, а потом записывают или повторяют вслух. 4
- Закрепление теории в блок-схемах и опорных конспектах, что облегчает запоминание. 3
- Создание обстановки, в которой каждый учащийся чувствует себя спокойно и уверенно. 3
- Применение принципа поурочного балла — опрос каждого ученика на каждом уроке. 3
- Предоставление возможности каждому учащемуся улучшить свой балл — принцип «открытых перспектив». 3
- Акцент на первоначальное изучение теоретического материала, и лишь затем практического. 3
- Гармоничное развитие репродуктивного и продуктивного мышления. 3
- Гуманное отношение к учащимся и родителям. 3
Суть системы Шаталова заключается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял свои знания в нестандартных условиях. 3