Некоторые основные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского:
- Основа психического развития человека — качественное изменение социальной ситуации. 2
- Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание. 2
- Исходной формой деятельности является развёрнутое её выполнение человеком во внешнем или социальном, или коллективном плане. 2
- Психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности. 2
- Существенная роль в процессе интериоризации лежит в различных знаковых и символических системах. 2
- Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве. 2
Ещё два фундаментальных положения культурно-исторической теории Выготского:
- Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. 4
- Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. 4 Эти психологические орудия Выготский называл знаками. 4